Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

Коррупция
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Большая Советская энциклопедия

Коррупция(от лат. corruptio - порча, подкуп) - преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. К. называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

ЗОНЫ ПОРАЖЕНИЯ КОРРУПЦИЕЙ:

Бытовая коррупция

Российские граждане реально ощущают влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, когда зачастую любой вопрос решается только после дачи взятки соответствующему чиновнику в самых различных формах.

Отсутствие чёткой регламентации оказания услуг в различных сферах деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защиты, ЖКХ, имущественных отношений), в том числе, при решении конкретных вопросов, по которым граждане обращаются непосредственно в органы публичной власти, приводит к огромным злоупотреблениям.

В результате у большой части населения страны постепенно складывается стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения проблем, размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости населения к взяточничеству и поборам.

Коррупция в органах власти

Наибольшую опасность для общества несет коррупция в аппаратах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сферах выработки и принятия управленческих решений.

Отмечаются многочисленные факты коррупционного характера в сфере государственного и муниципального управления: занятие чиновниками коммерческой деятельностью; участие непосредственно, через посредников или членов своих семей в управлении разного рода предпринимательскими структурами; оказание опекаемым фирмам содействия в получении незаконных льгот и привилегий, приобретении собственности, облегченном или внеочередном прохождении нормативно установленных процедур и оформления документов, получении разрешений и квот; непринятие мер по фактам нарушения законодательства, в том числе налогового, за бездействие антимонопольных органов против картельных сговоров по топливу, электроэнергии, производству строительных и иных материалов; завуалированные формы торговли вверенным государственным или муниципальным имуществом, важной служебной информацией.

Коррупция в судебных, правоохранительных и контролирующих органах

Исключительную опасность для общества представляют коррупционные процессы в судебных, правоохранительных и контролирующих органах (органы прокуратуры и Счетной палаты РФ, налоговые органы, таможенные органы, пожарная инспекция, органы санитарно-эпидемиологического контроля) представители которых сами должны противостоять преступности и коррупции.

Политическая коррупция

Основными сферами проявления политической коррупции являются выборы в законодательные и представительные органы власти всех уровней, деятельность политических партий, а также политический лоббизм, навязывающий органам государственной власти и местного самоуправления те или иные решения или внедряющий в их руководящие органы представителей определенных групп влияния.

Коррупционная составляющая политического процесса стала выражаться в лоббировании одних законопроектов и торможении других в интересах конкретных финансово-промышленных групп, которые финансируют партии и экономически стимулируют деятельность депутатов, способных оказать влияние на решения законодательных органов.

ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ:

Среди множества причин коррупции, выделяют экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции– это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия чиновников.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ:

Целью Национальной стратегии противодействия коррупцииявляется искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

ФОРМЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ,

КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ: 

-         во-первых, если служащим или должностным лицом организации, куда обратился гражданин, создаются условия, вынуждающие его дать взятку за действия входящие в компетенцию данного органа. Это может быть выражено в форме волокиты рассмотрения обращений граждан, открытое вымогательство взятки, или подобные действия;

-         во-вторых, если законные права граждан на услуги, представляемые организацией, оспариваются должностным лицом или оспариваются в личных целях, либо трактуются в пользу третьих лиц с целью получения выгоды;

-        в-третьих, использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам государственной службы.

img01354 1   img01355 1